Рита Колесникова МБДОУ д/с "Дружба" п. Южный

Семинар: «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

 «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий"

Цель:

Создание условий для профессионального роста педагогов,

формирование у молодых педагогов элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения в работе с детьми.

Знакомство с опытом работы педагогов использующих современные здоровьесберегающие технологии.

Освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов.

План

I часть: «Вхождение в ситуацию»

1.1. Вступительное слово

1.2. Упражнение «Пирог времени» - ст. воспитатель

II часть теоретическая: «Здоровье дошкольника»

2.1. Упражнение «Воздушный шар»

2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни

2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду (вос-ль Чикова И. П.)

III часть школа молодых педагогов: «Делимся опытом»

3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

3.2. Советы специалистов ДОУ:

Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО».

Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников»

Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам»

IV часть

Заключительная

4.1. «Несерьезные советы, серьезным педагогам»

4.2. Подведение итогов семинара

Ход семинара

I.

1.1. вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проводим семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

В настоящее время медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Но сначала я предлагаю выполнить такое задание:

1.2. Упражнение «Пирог времени»

Посмотрите на круги, которые я вам раздала, это пирог времени.

Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки. Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте.

Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди.

Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон. Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон.

А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни. Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте.

Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным.

II.

2.1. упражнение «Воздушный шар»

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей.

Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.

Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.

Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка.

Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, которые записываются на доске, если слова повторяются, то ставятся плюсы. Далее определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов, и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д).

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области)1, в т. ч. физическое развитие.

Образовательная область «физическое развитие» включает:

• приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

• овладение подвижными играми с правилами;

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку

- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада

- воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь).

применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников)

- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

• медико-профuлактические технологии;

• физкультурно-оздоровительные технологии;

• здоровьесберегающие образовательные технологии,

• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

• технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

• технологии валеологического просвещения родителей.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

• Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

• Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

• Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

• Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

• Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

• Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

III. школа молодых педагогов: «Делимся опытом»

3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

3.2. Советы специалистов ДОУ:

Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО».

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Учитель – логопед в своей работе использует следующие здоровьесберегающие технологии:

- артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы.

- дыхательная гимнастика.

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

- массаж и самомассаж.

- релаксация.

- комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. - гимнастика для глаз.

Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников»

- О влиянии пения и правильного дыхания на оздоровление детей.

Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам»

- мастер- класс "дыхательная гимнастика по Стрельниковой"

IV.

4.1. Релаксация. «Несерьезные советы, серьезным педагогам»

-

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

-

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

-

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

-

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

-

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

-

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

-

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

-

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

-

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

-

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

-

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

-

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

-

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

-

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха, ведь когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате мы меньше чувствуем усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители посмеяться реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Поэтому смейтесь для профилактики и лечения! Ведь это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

4.2. Подведение итогов семинара

- Здоровьесберегающие технологии, позволяют педагогам ДОУ эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.

28 ноября 2017 в 01:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.