Рита Колесникова МБДОУ д/с "Дружба" п. Южный
Семинар: «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий»СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ«Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий"Цель: Создание условий для профессионального роста педагогов, формирование у молодых педагогов элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения в работе с детьми. Знакомство с опытом работы педагогов использующих современные здоровьесберегающие технологии. Освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов. План I часть: «Вхождение в ситуацию» 1.1. Вступительное слово 1.2. Упражнение «Пирог времени» - ст. воспитатель II часть теоретическая: «Здоровье дошкольника» 2.1. Упражнение «Воздушный шар» 2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни 2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду (вос-ль Чикова И. П.) III часть школа молодых педагогов: «Делимся опытом» 3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников 3.2. Советы специалистов ДОУ: Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО». Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников» Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам» IV часть Заключительная 4.1. «Несерьезные советы, серьезным педагогам» 4.2. Подведение итогов семинара Ход семинара I. 1.1. вступительное слово. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проводим семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В настоящее время медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Но сначала я предлагаю выполнить такое задание: 1.2. Упражнение «Пирог времени» Посмотрите на круги, которые я вам раздала, это пирог времени. Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки. Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон. Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни. Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте. Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. II. 2.1. упражнение «Воздушный шар» Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, которые записываются на доске, если слова повторяются, то ставятся плюсы. Далее определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов, и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д). Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”. Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”. 2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области)1, в т. ч. физическое развитие. Образовательная область «физическое развитие» включает: • приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; • овладение подвижными играми с правилами; • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада - воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь). применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников) - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду • медико-профuлактические технологии; • физкультурно-оздоровительные технологии; • здоровьесберегающие образовательные технологии, • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; • технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; • технологии валеологического просвещения родителей. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ. Десять золотых правил здоровьесбережения: • Соблюдайте режим дня! • Обращайте больше внимания на питание! • Больше двигайтесь! • Спите в прохладной комнате! • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! • Гоните прочь уныние и хандру! • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! • Желайте себе и окружающим только добра! III. школа молодых педагогов: «Делимся опытом» 3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников 3.2. Советы специалистов ДОУ: Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО». В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Учитель – логопед в своей работе использует следующие здоровьесберегающие технологии: - артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. - дыхательная гимнастика. - развитие мелкой моторики пальцев рук. - массаж и самомассаж. - релаксация. - комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. - гимнастика для глаз. Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников» - О влиянии пения и правильного дыхания на оздоровление детей. Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам» - мастер- класс "дыхательная гимнастика по Стрельниковой" IV. 4.1. Релаксация. «Несерьезные советы, серьезным педагогам» - Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю. - Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. - Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи! - Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком. - Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить. - Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите. - Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне. - Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой. - Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала. - Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день. - Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату. - Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть. - Кто в радости живет, того и кручина неймет. - От радости кудри вьются, в печали секутся. Эти советы были предложены вам для смеха, ведь когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате мы меньше чувствуем усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Любители посмеяться реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада. Поэтому смейтесь для профилактики и лечения! Ведь это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение. 4.2. Подведение итогов семинара - Здоровьесберегающие технологии, позволяют педагогам ДОУ эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни. 28 ноября 2017 в 01:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.