Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Дружба» п. Южный
практико-ориентированный проект
"Детский сад и семья - навстречу друг другу"
п. Южный
2016
1.1. направление проекта: практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
1.2. База проекта: МБДОУ д/с «Дружба»
1.3. Сроки проекта: сентябрь 2016 года - май 2017 года.
1.5. Участники проекта:
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Актуальность
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта:
необходимость совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
необходимость формирования педагогической компетентности у родителей по реализации данной проблемы.
Данные проблемы обусловили вывод: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Детский сад и семья - навстречу друг другу».
Практика работы в детском саду показала, что родители интересуются, что происходило с ребёнком в течение дня, какие достижения или трудности принёс ему день, как ребёнок вел себя в коллективе сверстников во время организованной образовательной деятельности и в свободное от занятий время. Воспитатели получают от родителей информацию о здоровье ребёнка, планах в отношении будущего их ребёнка и семьи, а также о кружках и спортивных секциях, посещаемых ребёнком вне детского сада. Однако между педагогами и родителями нет активного взаимодействия.
Зачастую, родители обращаются за советом по вопросам воспитания и обучения детей ни к педагогам ДОУ, а находят информацию в журналах, газетах, на сайтах и форумах в сети Интернет. Это приводит к ощущению собственной педагогической грамотности, нежеланию прислушиваться к мнению педагогов. Воспитатель, имея образование, считает себя педагогически грамотным, компетентным и занимает по отношению к родителю позицию обучающего. Замечания и рекомендации педагога, полученные в такой форме, не воспринимаются, из-за чего возникают трудности в налаживании отношений. В этом случае встаёт вопрос о внедрении новых, активных форм взаимодействия, когда, не указывая напрямую, что надо делать, воспитатель подводит родителя к выбору правильного стиля взаимоотношения с ребёнком. Для этого стоит перестроить модель общения педагогов с родителями воспитанников. В связи с назревшей проблемой, возникла необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов детского сада, что подразумевает развитие коммуникативных умений воспитателя, необходимых для общения, как с родителями, так и с детьми, развитие творческого потенциала, рост педагогического мастерства, умение осуществлять педагогический процесс, используя активные формы взаимодействия, поэтому на первый план выступают задачи:
организация методической работы по вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе; и совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиск новых форм взаимодействия; Такого воспитателя родители будут воспринимать как единомышленника, обладающего высоким профессиональным мастерством вследствие чего, работа, проводимая в дошкольном учреждении по развитию познавательного интереса и творческой активности воспитанников, будет осуществляться и дома, совместно с родителями.
Таким образом, единая, образовательная модель взаимодействия детского сада и семьи будет способствовать формированию социально-адаптированной и саморазвивающейся личности ребёнка.
Тема проекта
«Детский сад и семья - навстречу друг другу»
Цель проекта
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи посредством использования активных форм взаимодействия.
Задачи
· Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
· Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
· Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
· Внедрить в практику активные формы и методы взаимодействия педагогов с родителями;
Новизна.
Специфика данной проектной деятельности заключается в том, что наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями, используются нетрадиционные, активные. Такая форма работы способствует объединению ДОУ и семьи в единое образовательное пространство и помогает повысить качество образования
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта ожидается:
· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
· Повышение авторитета педагогов среди родителей.
· Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.
· Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка
· Повышение уровня доверия родителей к дошкольному учреждению.
Этапы реализации проекта
Этапы
Сроки |
Содержание работы |
цель |
Ответственные |
1 этап. Подготовительный
Диагностический
Сентябрь |
1. Изучение и анализ литературы по теме проекта. Изучение материалов интернет сайтов по проблемам взаимодействия ДОУ с семьёй. |
Способствовать наилучшей практической и теоретической работе |
Ст. воспитатель |
2. Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами. |
определение системы работы по теме проекта |
Ст. воспитатель, воспитатели |
3. Подготовка соответствующего дидактического и методического материала к проекту. |
достижение
высокого уровня подготовки к работе с педагогами, детьми, родителями |
Воспитатели, старший воспитатель. |
4. Анкетирование педагогов |
Выявление трудностей педагогов в работе с родителями |
Ст. воспитатель, воспитатели |
октябрь |
5. Анкетирование родителей |
Выявление наиболее предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами ДОУ, степень удовлетворённости родителей работой педагогов с родителями и детьми в ДОУ. |
Ст. воспитатель, воспитатели. |
6. Заседание Родительского комитета |
Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта
Ознакомления родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта. |
Заведующий ДОУ |
2 этап
Основной
Октябрь-
3 этап Заключительный. Апрель-август |
1. Буклет для родителей «Давайте познакомимся!» |
Знакомство родителей, вновь поступивших
детей с направлениями работы ДОУ |
Ю.С. Ланцова |
2. педагогический час: «Взаимодействие ДОУ и семьи важный компонент социализации ребёнка» |
Повышение профессиональной компетентности педагогов. |
ст. воспитатель, |
3. Выставки совместных работ из природного материала «Что нам осень принесла!» |
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми |
воспитатели |
4. Родительское собрание «Мы и наши дети, аспекты взаимодействия» |
Информирование родителей о направлениях работы |
Ст. воспитатель,
Заведующий,
Музыкальный руководитель. |
5. Конкурс чтецов «Осень, чудная пора!» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
Ст. воспитатель,
Учитель-логопед,
Родительский комитет ДОУ |
5. Участие районной акции «Древонасаждение» |
Привлечение к коллективному труду, благоустройству поселка и территории детского сада |
Педагоги, воспитатели, дети |
|
6. Консультация для педагогов
«Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ с семьёй. Методы исследования семейного воспитания. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов, включение в работу активных форм взаимодействия. |
воспитатели
О.А. Беляева
И.В. Щербакова |
ноябрь |
1.Участие во всероссийской акции «Спаси ежика» |
Привлечение к проблемам загрязнения окружающей среды |
Педагоги ДОУ
Родители, дети |
2. Консультация для родителей «Неполная семья – особенности воспитания» |
получение теоретических знаний |
Педагог- психолог |
3. Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» |
Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях воспитанников |
Педагог- психолог
Ст. воспитатель
Заведующий |
4. Фотоальбом «Это я!» |
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Привнести часть семейного тепла в стены детского сада. |
Родители, дети |
5. Оформление наглядной информации:
- «Осторожно, грипп!» |
Профилактика детских заболеваний |
медсестра |
|
6. педагогический час: «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников» |
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации работы с родителями |
Ст. воспитатель |
7. Картотека добрых дел |
Активизация родителей путем поощрения. |
Педагоги ДОУ |
8. « Моя родословная»
Совместное изготовление альбома «Моя семья» или генеалогического дерева. |
Соблюдение традиций семьи, семейного воспитания. |
Родители, дети, педагоги |
Декабрь |
1. Акция «Кормушка для пичужки» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
родители |
2. Консультация для родителей «Здоровые дети – счастливые дети» |
Привлечение внимания к проблемам здоровья ребенка |
Инструктор по физкультуре |
3. Конкурс « Мама, папа, я – лучшая семья» |
Взаимодействие в триаде «Детский сад ребенок- родитель» |
Воспитатели 2 здания
Ст. воспитатель,
Родители, специалисты |
|
4.семинар – практикум « Профилактика жестокого обращения с детьми» |
Привлечь внимание к проблеме. |
ст. воспитатель
педагог – психолог
Вос-ль Н.Г. Душкина |
4. Мастер класс для родителей «Новогодние снежки» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
воспитатели 2 здания |
январь |
1. Выставка творческих семейных работ «Зимняя сказка» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
Все педагоги |
2. Консультация «Музыкальные игры в семье» |
Повышения знаний по музыкальному воспитанию дошкольников |
муз. руководитель |
3. Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
инструктор по физвоспитаниюю |
февраль |
1. Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания»
2. |
|
педагог - психолог |
2. Наглядная информация «Детские инфекции» |
Получение информации по профилактике заболеваний |
медсестра |
3. Консультация для родителей выпускников «Психологическая готовность к школе» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
педагог-психолог |
март |
1. Участие родителей в мероприятиях ДОУ по ПДД |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
воспитатели |
2. консультация «Ребенок и дорога» |
Привлечение внимания к безопасности детей на дорогах |
ст. воспитатель |
апрель |
1.акция «Подари цветок земле» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
воспитатели всех групп |
2. Встреча с родителями «Книга, книга – друг наш неразлучный «Совместная творческая деятельность «Книжка-малышка» своими руками» |
Совместная творческая деятельность |
ст. воспитатель
воспитатель ИЗО |
3.Родительское собрание с участием учителей начальной школы |
Взаимодействие со школой |
ст. воспитатель |
3 этап
Заключительный |
май |
1. Родительское собрание «Вот мы выросли большие» |
Подведение итогов работы за год |
ст. воспитатель |
2. Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой ДОУ» |
Аналитическая деятельность |
ст. воспитатель |
3. Освещение результатов работы в СМИ и на сайте ДОУ |
Информирование общественности |
Ст. воспитатель |
Краткое описание проекта
В ходе реализации проекта, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, учатся применять активные формы в процессе взаимодействия друг с другом на педагогических советах, во время открытых просмотров, консультаций, конкурсов и т. д. Такая работа внутри коллектива даёт возможность использовать приобретённый опыт в процессе общения с родителями воспитанников. Педагоги не навязчиво, без прямых указаний и рекомендаций в интересной форме знакомят родителей с воспитанием и развитием детей в детском саду, а родители с интересом включаются в такую деятельность, используя приобретённый опыт дома, совместно с детьми. Происходит активное взаимодействие между педагогами ДОУ и семьями воспитанников. Такой подход способствует созданию единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье, что обеспечивает целостное развитие личности дошкольников.
Формы работы над проектом
Формы работы |
Пути реализации |
С педагогами:
-анкетирование
- педсоветы
- консультации;
- мастер-класс;
- открытые просмотры;
- совместное с детьми мероприятие;
- конкурс проф. мастерства;
- смотры-конкурсы предметно - развивающей среды в группах |
-повышать профессиональную компетентность педагогов;
-организовать педагогический процесс, основанный на активном взаимодействии, с применением нетрадиционных форм |
Совместные формы работы с детьми, родителями, педагогами:
- праздники и развлечения с участием родителей
- участие в творческих конкурсах
- родительские собрания в нетрадиционной форме; |
-создать радостное настроение, побуждать принимать участие в праздниках и развлечениях
- испытать радость от совместной творческой деятельности
-показать необходимость в согласованной работе ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребёнка;
-повышать компетентность родителей в области воспитания |