Рита Колесникова МБДОУ д/с "Дружба" п. Южный

практико - ориентированный долгосрочный проект "Детский сад и семья - навстречу друг другу"

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Дружба» п. Южный

 

 

 

 

 

 

 

 

практико-ориентированный проект

 

"Детский сад и семья - навстречу друг другу" 

 

п.  Южный

2016

 

 1.1. направление проекта: практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

1.2. База проекта: МБДОУ д/с «Дружба»

1.3. Сроки проекта:  сентябрь 2016 года -  май 2017 года.

 1.5. Участники проекта:

Заведующий, старший воспитатель,  воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Актуальность


Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. 
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». 
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта: 

необходимость совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

необходимость формирования педагогической компетентности у родителей по реализации данной проблемы.

Данные проблемы обусловили вывод: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи. 
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта:  «Детский сад и семья - навстречу друг другу».

Практика работы в детском саду показала, что родители интересуются, что происходило с ребёнком в течение дня, какие достижения или трудности принёс ему день, как ребёнок вел себя в коллективе сверстников во время организованной образовательной деятельности и в свободное от занятий время. Воспитатели получают от родителей информацию о  здоровье ребёнка, планах в отношении будущего их ребёнка и семьи, а также о кружках и спортивных секциях, посещаемых ребёнком вне детского сада. Однако между педагогами и родителями нет активного взаимодействия.  

 Зачастую, родители обращаются за советом по вопросам воспитания и обучения детей ни к педагогам ДОУ, а находят информацию в журналах, газетах, на сайтах и форумах в сети Интернет. Это приводит к ощущению собственной педагогической грамотности, нежеланию прислушиваться к мнению педагогов. Воспитатель, имея образование, считает себя педагогически грамотным, компетентным  и занимает по отношению к родителю позицию обучающего. Замечания и рекомендации педагога, полученные в такой форме,  не воспринимаются, из-за чего возникают трудности в налаживании отношений. В этом случае встаёт вопрос о внедрении новых, активных форм взаимодействия, когда, не указывая напрямую, что надо делать, воспитатель подводит родителя к выбору правильного стиля взаимоотношения с ребёнком. Для этого стоит перестроить модель общения педагогов с родителями воспитанников. В связи с назревшей проблемой, возникла необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов детского сада, что подразумевает развитие коммуникативных умений воспитателя, необходимых для общения, как с родителями, так и с детьми, развитие творческого потенциала, рост педагогического мастерства, умение осуществлять педагогический процесс, используя активные формы взаимодействия, поэтому на первый план выступают задачи:

организация методической работы  по вовлечению  родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе;  и совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиск новых форм взаимодействия; Такого воспитателя родители  будут воспринимать как единомышленника, обладающего высоким профессиональным мастерством вследствие чего, работа, проводимая в дошкольном учреждении по развитию познавательного интереса и творческой активности воспитанников, будет осуществляться и дома, совместно с родителями.

Таким образом, единая, образовательная модель взаимодействия детского сада и семьи будет способствовать формированию социально-адаптированной и саморазвивающейся личности ребёнка. 

 

 

Тема проекта

 

«Детский сад и семья - навстречу друг другу»

Цель проекта

 

Вовлечение родителей  в сферу педагогической деятельности,  совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи посредством использования активных форм взаимодействия.

 

Задачи

 

· Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

· Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

· Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

· Внедрить в практику активные формы и методы взаимодействия педагогов с родителями;

Новизна.

Специфика данной проектной деятельности заключается в том, что  наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями, используются нетрадиционные, активные. Такая форма работы способствует объединению ДОУ и семьи в единое образовательное пространство и помогает повысить качество образования

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта ожидается:

· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;

· Повышение авторитета педагогов среди родителей.

· Повышение компетентности родителей по  вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.

· Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка

· Повышение уровня доверия родителей к дошкольному учреждению.


 

 Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный

Диагностический

Сентябрь

1. Изучение и анализ литературы по теме проекта. Изучение материалов интернет сайтов по проблемам взаимодействия ДОУ с семьёй.

Способствовать наилучшей практической и теоретической работе

Ст. воспитатель

2. Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами.

определение системы работы по теме проекта

Ст. воспитатель, воспитатели

3. Подготовка соответствующего дидактического и методического материала к проекту.

 достижение

высокого уровня подготовки к работе с педагогами, детьми, родителями

Воспитатели, старший воспитатель.

4. Анкетирование педагогов

Выявление трудностей педагогов в работе с родителями

Ст. воспитатель, воспитатели

октябрь

5. Анкетирование родителей

Выявление  наиболее предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами ДОУ, степень удовлетворённости родителей работой педагогов с родителями  и детьми в ДОУ.

Ст.  воспитатель, воспитатели.

6. Заседание Родительского комитета

Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта

Ознакомления родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.

Заведующий ДОУ

2 этап

Основной

Октябрь-

3 этап Заключительный. Апрель-август

1. Буклет  для родителей «Давайте познакомимся!»

Знакомство родителей, вновь поступивших

детей с направлениями работы ДОУ

Ю.С. Ланцова

2. педагогический час: «Взаимодействие ДОУ и семьи важный компонент социализации  ребёнка»

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

ст. воспитатель,

3. Выставки совместных работ из природного материала «Что нам  осень принесла!»

Привлечение родителей к совместной  деятельности с детьми

воспитатели

4. Родительское собрание «Мы и наши дети, аспекты взаимодействия»

Информирование родителей о направлениях работы

Ст. воспитатель,

Заведующий,

Музыкальный руководитель.

5. Конкурс чтецов «Осень, чудная пора!»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Ст. воспитатель,

Учитель-логопед,

Родительский комитет ДОУ

5. Участие  районной акции «Древонасаждение»

Привлечение к коллективному труду, благоустройству поселка и территории детского сада

Педагоги, воспитатели, дети

6. Консультация для педагогов

«Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ с семьёй. Методы исследования семейного воспитания.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, включение в работу активных форм взаимодействия.

воспитатели

О.А. Беляева

И.В. Щербакова

ноябрь

1.Участие во всероссийской акции  «Спаси ежика»

Привлечение к проблемам загрязнения окружающей среды

Педагоги ДОУ

Родители, дети

2. Консультация для родителей «Неполная семья – особенности воспитания»

получение теоретических знаний

Педагог- психолог

3. Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми»

Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях воспитанников

Педагог- психолог

Ст. воспитатель

Заведующий

4. Фотоальбом «Это я!»

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Привнести часть семейного тепла в стены детского сада. 

Родители, дети

5. Оформление наглядной информации:
 - «Осторожно, грипп!»

Профилактика детских заболеваний

медсестра

6. педагогический час: «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации работы с родителями

Ст. воспитатель

7. Картотека добрых дел

Активизация родителей путем поощрения.

Педагоги ДОУ

8. « Моя родословная»

Совместное изготовление альбома «Моя семья» или генеалогического дерева.

Соблюдение традиций семьи, семейного воспитания.

Родители, дети, педагоги

Декабрь

1. Акция «Кормушка для пичужки»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

родители

2. Консультация для родителей «Здоровые дети – счастливые дети»

Привлечение внимания к проблемам здоровья ребенка

Инструктор по физкультуре

3. Конкурс « Мама, папа, я – лучшая семья»

Взаимодействие в триаде «Детский сад ребенок- родитель»

Воспитатели 2 здания

Ст. воспитатель,

Родители, специалисты

4.семинар – практикум « Профилактика жестокого обращения с детьми»

Привлечь внимание к проблеме.

ст. воспитатель

педагог – психолог

Вос-ль Н.Г. Душкина

4. Мастер класс для родителей «Новогодние снежки»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

воспитатели 2 здания

январь

1. Выставка творческих семейных работ «Зимняя сказка» 

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Все педагоги

2. Консультация «Музыкальные игры в семье»

Повышения знаний по музыкальному воспитанию дошкольников

муз. руководитель

3. Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

инструктор по физвоспитаниюю

февраль

1. Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания»

2.

педагог - психолог

2. Наглядная информация «Детские инфекции»

Получение информации по профилактике заболеваний

медсестра

3. Консультация для родителей выпускников «Психологическая готовность к школе»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

педагог-психолог

март

1. Участие родителей в мероприятиях ДОУ по ПДД

Вовлечение родителей в образовательный процесс

воспитатели

2. консультация «Ребенок и дорога»

Привлечение внимания к безопасности детей на дорогах

ст. воспитатель

апрель

1.акция «Подари цветок земле»

Вовлечение родителей в образовательный процесс

воспитатели всех групп

2. Встреча с родителями «Книга, книга – друг наш неразлучный  «Совместная творческая деятельность  «Книжка-малышка» своими руками»

Совместная творческая деятельность

ст. воспитатель

воспитатель ИЗО

3.Родительское собрание с участием учителей начальной школы

Взаимодействие со школой

ст. воспитатель

3 этап

Заключительный

май

1. Родительское собрание «Вот мы выросли большие»

Подведение итогов работы за год

ст. воспитатель

2. Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой ДОУ»

Аналитическая деятельность

ст. воспитатель

3. Освещение результатов работы в СМИ и на сайте ДОУ

Информирование общественности

Ст. воспитатель


Краткое описание проекта

В ходе реализации проекта, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, учатся применять активные формы в процессе взаимодействия друг с другом на педагогических советах, во время открытых просмотров, консультаций, конкурсов и т. д. Такая работа внутри  коллектива  даёт возможность использовать приобретённый опыт в процессе общения с родителями воспитанников. Педагоги не навязчиво, без прямых указаний и рекомендаций в интересной форме знакомят родителей с воспитанием и развитием детей в детском саду, а родители  с интересом включаются в такую деятельность, используя приобретённый опыт дома, совместно с детьми. Происходит активное взаимодействие между педагогами ДОУ и семьями воспитанников. Такой подход способствует созданию единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье, что обеспечивает целостное развитие личности дошкольников.

 

Формы  работы над проектом

 

Формы работы

Пути реализации

С педагогами:

-анкетирование

- педсоветы

- консультации;

- мастер-класс;

- открытые просмотры;

- совместное с детьми мероприятие;

- конкурс проф. мастерства;

- смотры-конкурсы предметно - развивающей среды в группах

 -повышать профессиональную компетентность педагогов;

 -организовать  педагогический процесс, основанный на активном взаимодействии, с применением нетрадиционных форм

Совместные формы работы с детьми, родителями, педагогами:

- праздники и развлечения с участием родителей

- участие в творческих конкурсах

- родительские собрания в нетрадиционной форме; 

-создать радостное настроение,  побуждать принимать участие в праздниках и развлечениях

- испытать радость от совместной творческой деятельности

-показать необходимость в согласованной работе ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребёнка;

-повышать компетентность родителей в области воспитания

24 июня 2017 в 22:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.